https://www.funkybird.ru/policymaker

Почему затянулось формирование нового правительства

В октябре 1957 года прославленный маршал Георгий Жуков поехал в Белград. Туда его направил Никита Хрущев — улаживать порядком испорченные при Сталине отношения с югославским лидером Иосипом Броз Тито. И пока Георгий Константинович вел переговоры в Белграде, Никита Сергеевич оперативно собрал Пленум ЦК, обвинил маршала в «бонапартизме», добился его снятия со всех должностей и в конце концов с позором отправил в отставку. Уезжал Жуков министром обороны СССР и членом Президиума ЦК, а вернулся рядовым пенсионером.

То, что в ключевой момент формирования правительства премьера Медведева Путин вместо себя отсылает в Вашингтон на саммит «большой восьмерки», дало повод для сравнений. Нет, никто, конечно, не утверждал, что прямо во время саммита Медведева снимут с должности. Но предположения, что кабинет в последней редакции утвердят без него, появились.

— Отъезд Медведева с той официальной формулировкой, что сам Путин не может поехать, так как занят формированием правительства, нанес премьеру серьезный имиджевый ущерб. Создалось впечатление, что он решений не принимает, — говорит «РР» вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Потом последовали разъяснения: мол, Медведев передаст свои предложения Путину, тот их рассмотрит как раз во время саммита, а после они их вместе окончательно согласуют. Но первое впечатление о непричастности премьера к формированию кабинета осталось самым сильным. Причем такое впечатление сложилось не только у населения, но и у элит.

Вряд ли такой удар был спланирован самим Путиным или кем-то из его окружения, кто не питает теплых чувств в Медведеву. Скорее всего, это вышло случайно. Путин, по всей видимости, не хочет покидать страну, в которой нет утвержденного правительства. Нежелание ехать в США связано также с провалом переговоров по ПРО и с явной ставкой администрации Обамы не на него, а на Медведева. Но озвучивать такие причины официально никто бы не стал. Взяли ту причину, которая первая подвернулась под руку: формирование правительства. О том, что это ударит по Медведеву, просто не подумали. И это тоже очень показательно.

Новое-старое правительство

Причина заминки с формированием кабинета министров заключается и в том, что до сих пор не был разрешен заочный спор между Медведевым и Путиным о том, насколько новым будет его состав. Если первый говорил о необходимости сформировать «кардинально обновленное правительство, состоящее из новых людей», то второй предостерегал: «Нельзя, раскручивая тезис об обновлении, уничтожать кадровый костяк». О том, что между этими противоположными позициями членов тандема был найден компромисс, общественности не сообщалось.

Между тем Медведев, по всей видимости, продолжает отстаивать тему министерской ротации. Депутат от «Справедливой России», один из руководителей уличной оппозиции Илья Пономарев после встречи-консультации премьера с думской фракцией эсеров сообщил, что Медведев пообещал обновить кабинет на 80%.

— Даже если это будут действительно новые люди, ждать чего-то нового от них не приходится, — размышляет Алексей Макаркин, — они будут мобилизованы из рядов чиновников, из лояльного бизнеса, может быть, из доказавших лояльность, как Дмитрий Рогозин, профессиональных политиков. Эти люди продолжат движение в том же фарватере, что и прошлое правительство.

Справедливо предположить, что затянувшийся поиск таких людей, достаточно новых, но вписывающихся в старый формат — а это вариант, который устроил бы и Путина, и Медведева, — и согласование их кандидатур и лежит в основе задержки с обнародованием состава правительства.

Известно, что Медведев хотел бы включить в состав кабинета своих протеже: бывшего председателя бизнес-группы RU-COM и советника президента Михаила Абызова и помощника президента экономиста Аркадия Дворковича. Чтобы закрепить за собой направление по «либерализации законодательства», Медведев, по некоторым данным, также лоббирует на место главы Минюста депутата и бывшего адвоката Владимира Плигина.

Среди тех, кого новый премьер точно не хотел бы видеть в правительстве, называют руководителя МВД Рашида Нургалиева. Его исключение подчеркнуло бы нацеленность Медведева на завершение реформы МВД. Но и тут есть свои сложности.

— Внутри министерства Нургалиева поддерживает полицейский генералитет. Они могут попробовать убедить Путина оставить действующего министра, — говорит «РР» директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Неопределенна пока не только «новизна», но и степень самостоятельности медведевского кабмина. Сложилась уникальная ситуация, когда однозначно понять, имеем ли мы дело с политическим или техническим кабинетом, не представляется возможным. Опыта выработки решений в таких условиях путинская вертикаль не имела, что и могло сказаться на сроках. Раньше было проще. В 2004 году сугубо технический премьер Михаил Фрадков даже имя руководителя своего аппарата получал в Кремле. В 2008 году явно доминирующий премьер Путин представил президенту свой список министров, который тот сразу же утвердил.

Пределов своей «самостоятельности» в нынешних условиях, похоже, четко не видит и сам Медведев.

— Он не вполне понимает и не вполне готов настаивать на том, что концепция его правительства — это концепция политического, а не технического кабинета, который проводит самостоятельный курс, а не просто обслуживает бюджет, — уверен политолог Глеб Павловский. — У Медведева есть, с одной стороны, мечты на этот счет, идеи о привлечении к выработке решений независимых экспертов и профессионального сообщества, но, с другой стороны, у него есть сомнения, опасения по поводу возможных неправильных решений и ответственности за них.

От своих «мечтаний» об открытости Медведев, впрочем, уже один раз отказался. Несколько месяцев назад в рамках подготовки к вхождению в должность премьера он учредил так называемое «Большое правительство», на заседаниях которого обещал «обсуждать, как должен выглядеть будущий кабинет министров, кто в него может входить, как вообще должна функционировать эта система». Этого, однако, так и не произошло. Вопреки декларациям, от традиции решать такие вопросы келейно, а не публично решили не отходить.