https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин сел на «бешенного конька»

Заговорив о введении разового налога-индульгенции на несправедливую приватизацию, он даже не понял, какого джинна выпустил наружу

Путин на ХХ съезде РСПП заговорил о том, что приватизация 90-х была незаконной и несправедливой — но предложил не пересматривать ее итоги, а обложить владельцев приватизированных предприятий разовым налогом. Аналогом британского «виндфолл таксиз» — налогом на доходы, «принесенные ветром». Англичане обложили этой податью тех капиталистов, что слишком дешево получили приватизируемые правительством Тэтчер предприятия в 1980-е.
Предложив такое, Путин даже не понимает, сосуд с чем он распечатал.

***
Первое — Путин не сказал четко, что речь идет именно о юридически ничтожных, насквозь незаконных залоговых аукционах 1997 г., которые и породили олигархат. Путинские слова можно толковать так, что вообще все, кто участвовал в приватизации, должны платить за грехи режима «реформаторов». Какого черта?

При этом неясно, как будет начисляться этот налог-индульгенцию «на несправедливость». И вообще — заплатит ли Абрамович такой налог, коли он покупал «Сибнефть» по 660 млн. долларов на «залоговом аукционе», а потом продал государству то же самое за 13 млрд. долларов? Или Абрамович ни черта не будет платить, а платить придется и так уничтожаемым владельцам механических, машиностроительных, ремонтных заводов?
К черту недомолвки! Мы должны твердо знать, кого намерен облагать Путин — олигархов или всех чохом.

***
Неясно, как будут рассчитываться эти налоги.
Неясно, как буду тратиться собранные таким образом деньги. Не разворуют ли их элементарным образом, не спустят ли на псевдоимперские, непроизводительно-расточительные проекты типа футбола, олимпиады или «яиц Вексельберга»?
Нужно сказать, что если такой налог и будет введен, то он должен:
а) распространяться только на олигархов-участников чубайсово-черномырдинско-ельцинских «залоговых аукционов» 1995-1997 гг.;
б) собранные таким образом деньги должны быть выведены в особый Фонд национального развития, которые будет тратиться исключительно на поддержку высокотехнологичных и инфраструктурных проектов в реальном секторе русской экономики;
в) все это должно сопровождаться снижением налогов на производство и на бизнес, снижением фискальной нагрузки на оплату труда работников, введением налоговых льгот и вычетов для предприятий, ведущих свою модернизацию, увеличением таможенного бремени на вывоз сырья из РФ, отказом от вступления РФ в ВТО;
г) введение разового налога на «ветряные прибыли» не заменяет введение прогрессивного обложения личных доходов при одновременном сбросе части налогов на производство;
д) показательными арестами и открытыми процессами над особо крупными коррупционерами, пильщиками и откатчиками из числа чиновников-бездельников, причем с перечислением конфискованных у них средств в Фонд национального развития.

Введение налогов на «несправедливую приватизацию» должно сопровождаться введением режима национальной экономии — отказом от закупки ненужной иностранной военной техники («Мистраль»), от псевдоимперских расточительных «проектов» типа футбольного чемпионата или Сочи-игрищ. И введением законодательного запрета на подобные «могилы и костры ресурсов» на ближайшие 20 лет. Это должно разгрузить бюджет от вредных и ненужных затрат, создав условия для снижения налогового бремени на реальный сектор.

***
Думаю, что все это должно сопровождаться отказом от неолиберальной, убийственной для нас монетарно-финансовой политики, переходом к политике эмиссионного стимулирования проектов роста и развития. О чем мы не раз говорили на «Рое», приводя в пример США и Германию, векселя МЕФО. Те паче, что ВВП РФ монетизирован лишь нна 40%, что глубоко патологично и губительно для реального сектора.

В противном случае — если Путин не пойдет на все это — он добьется обратного эффекта. Электорат на свою сторону он не перетянет, зато озлобит бизнес и толкнет его к поддержке «оранжевых» — либерального клана.