https://www.funkybird.ru/policymaker

Бизнес в клеточку

Бизнес в клеточку

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Труд заключенных активно используется во всем мире. Осужденные шьют одежду для военных, собирают электронику и мебель, принося прибыль не только бюджетам стран, но и частным компаниям. Работа арестантов ежегодно приносит России миллиарды рублей, при этом на самих осужденных страна тратит в десятки раз меньше, чем это делают в Европе. Сейчас власти задумались о том, чтобы снова привлекать заключенных к работам на мегастройках. Особенно актуально это стало на фоне нехватки рабочих рук и оттока мигрантов из-за пандемии коронавируса. Пока речь идет только о БАМе, но уже вызывает ассоциации с мрачным прошлым и ГУЛАГом. Насколько выгодной окажется такая практика — пока неизвестно, но затраты на организацию подобных работ обещают быть колоссальными. Экономика несвободы — в материале «Ленты.ру».

Вспомнить все

Российские власти вспомнили опыт СССР и задумались о привлечении заключенных к масштабным стройкам. Пока речь идет только об объектах Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Строительство на БАМе будет идти по крайней мере до 2030 года. На фоне пандемии и дефицита мигрантов там сейчас катастрофически не хватает рабочих рук. Отчасти компенсировать рабочую силу планируют за счет военных: три тысячи военнослужащих приступят к работе уже в этом году. С другой стороны, курирующая стройку РЖД мобилизовала только около 5 тысяч строителей из необходимых 15 тысяч.

Бизнес в клеточку

Фото: Павел Львов / РИА Новости

Правительство поручило Минтрансу, РЖД и Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) до 14 мая проработать вопрос о привлечении заключенных к строительству. Причем ведомства должны еще и обсудить создание инфраструктуры для размещения осужденных. По закону заключенных можно привлекать к работам как на территории учреждения, исполняющего наказание, так и вне его, но при условии обеспечения изоляции и охраны. В большинстве случаев к труду привлекаются осужденные, которые хотят этого, ведь обычно добровольный труд учитывается при рассмотрении ходатайств об условно-досрочном освобождении (УДО).

Партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Тягай уточнила, что власти потенциально могут привлекать отдельные категории осужденных к строительству магистрали, но только по договорам и за деньги: без оплаты заключенные могут работать только на благоустройстве исправительных учреждений и прилегающих территорий. Для обеспечения всех нужных условий могут потребоваться значительные материальные ресурсы, подчеркнула юрист. Сколько денег придется потратить на это, пока никто не считал.

Бизнес в клеточку

Фото: Маршани / РИА Новости

По мнению основателя фонда «В защиту прав заключенных» Льва Пономарева (в соответствии с законодательством РФ имеет статус иностранного агента), есть риск, что на стройках могут появиться мини-колонии, в которых будут процветать насилие и поборы. «В большинстве колоний процветает рабский труд — нормальных зарплат нет. Это значит, что на БАМе будет рабский труд, а рабский труд непроизводителен. Можно с уверенностью сказать, что в итоге будет много издержек, средства, которые будут выделяться на благоустройство заключенных, просто будут разворовываться на разных уровнях», — сказал правозащитник. Однако он считает, что идея все-таки может «выстрелить», но при нескольких условиях: осужденным будут платить нормальную зарплату и отправлять на стройку добровольно.

Решение использовать труд заключенных могло быть продиктовано снижением численности работоспособного населения и оттоком мигрантов из-за пандемии, предположил эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников. По его мнению, труд заключенных могут использовать и в европейской части России, если там будут запланированы крупномасштабные инфраструктурные проекты. «Это мышление позднесоветской власти: чем больше проект, чем больше закачать туда денег — тем он будет эффективнее. То, что это может и не окупиться, мало кого волнует», — сказал он.

Богатый опыт

Исторический вклад заключенных в строительство в России огромен. Идея использовать труд преступников появилась в России в XVII веке, и люди, получившие строгое наказание, участвовали в заселении и развитии Сибири и Дальнего Востока вплоть до Октябрьской революции. Еще во времена Российской империи труд каторжников использовали на железных дорогах (в частности, на Транссибе, Амурской и Уссурийской железных дорогах).

Бизнес в клеточку

Фото: Scherl / Globallookpress.com

Пик использования труда заключенных пришелся на времена СССР, однако это произошло не сразу. Параллельно с наступлением индустриализации прошла реформа советской пенитенциарной системы. Заключенные, чьи сроки превышали три года, должны были направляться в исправительно-трудовые лагеря — так зародилось Главное управление лагерей (ГУЛАГ). Численность заключенных системы росла, и к 1953 году за колючей проволокой находились уже 2,6 миллиона человек.

ГУЛАГ — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930-1960 годах. В дальнейшем ведомство было переименовано в ГУИН (Главное управление исполнения наказаний). В настоящее время преобразовано во ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний)

Главный мотив создания лагерной системы был экономическим: для быстрой индустриализации и освоения отдаленных территорий новой власти не хватало рабочих рук. Заключенных рассматривали как стратегический источник рабочей силы. Осужденные работали на строительстве Беломорско-Балтийского канала, канала имени Москвы и Волго-Донского канала имени Ленина, строили гидроэлектростанции (среди которых Волжская, Жигулевская, Угличская, Рыбинская, Куйбышевская), металлургические предприятия (Норильский, Челябинский и Нижнетагильский комбинаты), железные дороги (Трансполярную, Кольскую, Сибирскую и другие). Труд осужденных использовали и в городах: силами зэков построены сталинские высотки в Москве и другие здания.

Осужденные играли чрезвычайно большую роль в горнодобывающей промышленности: учреждения трудовых лагерей добывали 100 процентов золота в стране, 70 процентов олова и 30 процентов никеля. Под управление ГУЛАГа после войны были переданы вся слюдяная и асбестовая промышленность, добыча алмазов, кобальта и апатитов. Именно заключенными были построены города Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Воркута, Находка и другие.

Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (БАМлаг), входивший в систему ГУЛАГа, появился в 1932-м. Перед ним стояло несколько задач: строительство собственно БАМа, прокладка вторых путей на Транссибе, а также лесозаготовка, деревообработка и добыча золота. Через БАМлаг прошло порядка двух миллионов человек. К моменту ликвидации БАМлага и его переформатирования в 1938 году в Управление железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке силами заключенных был построен участок БАМ — Тында длиной 190 километров, соединяющие БАМ с Транссибом линии Известковая — Ургал и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре. С 1932 по 1953 год с перерывом и разбором уже уложенных во время войны временных путей были построены участки Комсомольск — Совгавань, Тайшет — Братск, Братск — Усть-Кут.

Ценой жизни

Мегастройки с привлечением труда заключенных стоили стране огромного количества человеческих жизней. Арестанты погибали тысячами из-за плохого питания, тяжелых условий жизни и труда. Официальная статистика говорит о 1,6 миллиона погибших. А по расчетам Института демографии Высшей школы экономики, с появления ГУЛАГа до смерти Сталина через лагеря прошло не менее 25 миллионов человек. Из них умер каждый 15-й (без учета смертей тех, кто подорвал в лагерях здоровье, а скончался после освобождения). По подсчетам международного общества «Мемориал» (включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента), общее число репрессированных — в том числе раскулаченных и насильственно перемещенных — может достигать 12 миллионов человек. Но официально установлены имена примерно 3,1 миллиона.

Бизнес в клеточку

Фото: Александр Лыскин / РИА Новости

Создание ГУЛАГа и массовое использование фактически рабского труда заключенных оправдывали массированной индустриализацией, подготовкой к войне и послевоенным восстановлением. На деле весомой экономической выгоды система не принесла. Лагеря были непродуктивными: затраты на заключенных не покрывались отдачей от их эксплуатации.

Страдала и производительность труда: лагерная экономика держалась преимущественно на тяжелом, низкопроизводительном физическом труде. В итоге к 1950-м нормы выработки не выполняли около 30 процентов заключенных, занятых на сдельных работах. Для сравнения: у вольнонаемных доля не справляющихся с планом не превышала 10 процентов. «Конечно, производительность труда узников ГУЛАГа была значительно ниже, чем у вольнонаемных: зэков содержали в ужасных условиях, отвратительно кормили, и мотивация была, мягко говоря, слабой», — рассказала старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Михайлова.

Заключенным платили, зарплату давали во всех исправительно-трудовых колониях и лагерях, за исключением особых, где содержались «политические». Средняя зарплата советского заключенного в то время составляла 285 рублей (средняя месячная зарплата советского рабочего в 1950 году составляла 640 рублей). Из заработка вычитались подоходный налог, затраты на еду и одежду. Но усовершенствования системе не помогли. Например, на строительстве Волго-Донского канала содержание одного заключенного обходилось в 470 рублей в месяц, тогда как его зарплата составляла около 390 рублей. По итогам первого полугодия 1954 года расходы по содержанию колоний и лагерей превысили доходы от предоставления рабочей силы почти на 450 миллионов рублей, а на следующий год превышение расходов над доходами составило уже 860 миллионов рублей. При этом экономический максимум, которого смог достигнуть ГУЛАГ, составил 2,7 миллиарда рублей, обеспечив только 2,5 процента общего объема промышленного производства СССР.

Использование бесплатного труда заключенных действительно освобождало финансовые ресурсы СССР для инвестиций в физический капитал, отметила Михайлова. Однако сталинские мегапроекты, созданные с помощью ГУЛАГа, не всегда были оправданны. «Например, почти полностью построенная Трансполярная железная дорога, на которую были потрачены колоссальные финансовые и людские ресурсы, в результате оказалась невостребованной. Если какой-либо проект выгоден, рыночная экономика всегда найдет для него наемную рабочую силу, а в административно-командной системе любой сомнительный и неэффективный замысел можно было реализовать силами заключенных», — пояснила она.

Квашеная капуста и кукольные домики

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году и проведения массовой амнистии число заключенных сократилось, и темпы строительства упали. Но ни в СССР, ни в современной России от использования труда заключенных не отказались. ГУЛАГ расформировали в 1960-м, его правопреемницей стала ФСИН. Сейчас в ее подчинении значатся 323 тюрьмы и 874 колонии разных режимов и условий содержания. ФСИН также заведует сотнями храмов и школ, свинарниками и теплицами для овощей, рыболовными предприятиями, строительными компаниями, консервным и маслоперерабатывающим заводами.

У отечественной системы самый большой тюремный бюджет в Европе — 4,2 миллиарда евро (по данным на начало 2020 года). За ней следуют Великобритания (4 миллиарда евро), Германия (3,5 миллиарда евро), Италия и Франция (2,9 миллиарда евро). Средняя сумма расходов на одного заключенного в день составила 64,4 евро. Дешевле всех арестанты обходились России — 2,8 евро (252 рубля) на заключенного в день, дороже всех — примерно до 300 евро (27,1 тысячи рублей) — Швеции и Норвегии.

Источник