https://www.funkybird.ru/policymaker

Прибалтика «готовится к войне» с Россией

Каждую весну, как только пригревает солнышко, и в эстонских лесах появляются перелетные птицы, туда же в апрельскую грязь и сырость отправляются тысячи молоденьких эстонских солдат-срочников и пузатых мужиков-резервистов. Начинаются традиционные маневры «Весенний шторм». После маневров у срочников наступает «дембель», а резервисты сдают оружие и форму и опять возвращаются кто в офис, кто к станку. Подавляющее большинство мужского населения Эстонии в этих маневрах не участвует, не хочет участвовать, да и не может. По состоянию здоровья.

Об этом читайте в авторской колонке прибалтийского обозревателя РИА «Новый Регион» Ильи Никифорова.

Танки грязи не боятся

Военные доктрины Латвии, Литвы и Эстонии базируются на представлении о том, что ни одна из этих стран в отдельности, ни все они вместе не способны полноценно обеспечить безопасность и территориальную целостность своих государств. Членство стран Балтии в НАТО единственно возможный способ защитить себя. А за натовский зонтик надо платить участием во всех заморских «миротворческих» операциях североатлантического альянса.

Однако объяснить прижимистым налогоплательщикам, что постоянный рост военных расходов нужен для участия в боевых операциях и умиротворениях в Боснии, Ираке, Афганистане и – не дай, Бог! – в Иране, что чиновникам оборонного ведомства нужно регулярно летать в Брюссель, а офицерам повышать квалификацию в Вест-Пойнте – довольно трудно. Гораздо легче услышать шум танковых моторов на границе с Россией.

Около года назад лидер национально-патриотической партии Союз Отечества и Республика Март Лаар занял кресло министра обороны. Политик он опытный, дважды побывал премьер-министром республики и мастерски владеет искусством кабинетных интриг, замешанных на патриотической риторике. Первое, что предложил глава оборонного ведомства так это обзавестись в перспективе собственными бронетанковыми силами. Основой их могут стать списанные голландской армией «Леопарды» германского производства.

Но самой главной ударной силой все-таки останется человек. И человека с ружьем нужно мотивировать. Сколько не говорили президент Эстонии Тоомас-Хендрик Ильвес, что не ждет Прибалтика нападения со стороны России, его военный министр готовится к другому развитию событий. Пробный шар историк по образованию Март Лаар запустил, что называется «в своей компании». В речи по поводу празднования 70-летия победы «лесных братьев» над советским истребительным батальоном 3 июля 1941 года возле поселка Мыйзакюла министр пообещал, что продвижение российских танков будет затруднено и приторможено силами диверсионных подразделений, созданных из партизан и ополченцев, которые будут подрывать мосты и дороги.

Глава военного ведомства в интервью одному из местных информационных агентств не скрывал, что он вдохновлен «успехом Грузии», которая «смогла справиться с тем, что русские танки не прошли 90-километровый отрезок между Цхинвалом и Тбилиси, то почему бы и Эстонии не справиться с этим? Способности наших Сил обороны, а также планы всячески позволяют это, и соответствующая подготовка проведена, сказал он. Уже одно только активное использование направленных зарядов, заграждения на дорогах вместе с подрывом мостов в состоянии существенно притормозить движение танков». Подготовка диверсантов, партизан и снаряжения, по словам министра, уже проведена. К счастью, тренировочных подрывов мостов и дорог пока не было. Жертв тоже.

Единственно жертвой такого горячего отношения к работе стал сам Март Лаар. Слишком близко он принял к сердцу то, что прежде, чем натовские союзники придут Эстонии на помощь, ей самой придется сдерживать натиск «агрессора». Более того, пресловутая пятая статья Вашингтонского договора (учредительный документ НАТО) обязывает оказать помощь и поддержку, например, Эстонии, но вовсе не предписывает начинать боевые действия на ее стороне.

Дмитрий Рогозин, реагируя на заявления Марта Лаара, приписал их «буйной фантазии» министра обороны: «Видимо, буйная фантазия министра восполняет отсутствие навыков и боеготовности у армии Эстонии». Он посоветовал Лаару «почаще принимать антидепрессанты». В феврале эстонского министра разбил тяжелый инсульт. Сейчас он уже поправляется. Министерство за ним сохранилось, и партия его даже не рассматривает возможность замены министра. Кстати, обезглавленное на несколько месяцев министерство обороны вовсе не стало поводом для беспокойства за безопасность страны и Прибалтики.

Третья мировая

Возможно, такое беспечное отношение к защите Отечества было продиктовано тем, что европейские экономические проблемы перешли в вялотекущее состояние, а греческий финансовый кризис нашел временное разрешение, благодаря созданию чудовищного стабилизационного фонда ЕС. Причем тут деньги? Дело в том, что прибалтийская политическая элита довольно серьезно отнеслась к рискам развала единого валютного пространства, которое могло повлечь и серьезные политические неурядицы. Еще несколько месяцев назад английские СМИ, поддерживая своего премьер-министра Дэвида Камерона в его противостоянии остальным странам ЕС, заказывали и публиковали апокалипсические прогнозы для континентальной Европы.

Английская газета Daily Mail, основываясь на заявлении канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что «крах евро означал бы крах Европы», представила исполненный черного британского юмора сценарий, предусматривающий войну в Европе и оккупацию стран Балтии Россией. В 2012 году якобы станет ясно, что мероприятия по спасению еврозоны провалились, в Греции начались уличные войны. Франция и Германия попытались оккупировать страну эллинов. Войска пришлось посылать и в Италию с Испанией. Везде активизировались неофашисты.

Финансовый кризис сильнее всего ударит по Латвии, где из-за тотальной безработицы начнутся стычки между русскими и латышами. Президент Владимир Путин будет долго тянуть, но, в конце концов, году эдак в 2015-м введет танки в Ригу с целью восстановить порядок. За компанию оккупирует и Эстонию. Возможно и Литву. На помощь Прибалтике никто не придет: США изолируются, Франция откажется вмешиваться, так как все силы будут брошены в Италию и Грецию, а Британия откажется посылать силы в страну, «о которой никому ничего не известно».

60% эстонской молодежи не годно к военной службе.

На днях в эстонском парламенте заслушивался ответ на депутатский запрос по поводу состояния здоровья эстонских призывников. От имени правительства отвечал на запрос министр образования Яак Аавиксоо. По совместительству он исполняет обязанности министра обороны. Выяснились шокирующие подробности. В Эстонии действует всеобщая воинская обязанность. Повестки явиться на призывные пункты получают все. В ходе призывной кампании и выясняется.

По данным министерства обороны, из 10977 призывников 2011 года лишь 4020 (36%) оказались годными к военной службе, и еще 157 человек (1,4%) были признаны ограничено годными. Временно непригодными к прохождению срочной службы медкомиссия признала в 2011 году 3787 (34,5%), и вовсе непригодными – 3013 (27,4%) призывников.

При этом качество призывников неуклонно снижается. В 2009 и 2010 годах годными к прохождению срочной службы были признаны соответственно 39,8% и 41% граждан Эстонии призывного возраста. Правящая Реформистская партия намерена решить проблему солдатского здоровья радикальным образом. Улучшать здоровье молодежи дорого и неэффективно, гораздо легче пересмотреть критерии годности к строевой службе и существенно их смягчить.

Рота почетного караула

В современной европейской традиции без армии не обойтись. Армию имеет Ватикан, армию имеет Люксембург. В конце концов, без роты почетного караула трудно соблюдать протокол международных визитов глав государств. Такую роль прибалтийские вооруженные силы успешно играют у себя дома. Предназначены ли они для других функций? И для каких?

Военная угроза со стороны России всегда присутствовала в сознании балтийских военных и политиков. Сначала угроза с востока была главным мотивом, во что бы то ни стало добиваться вступления стран Балтии в НАТО. Затем в конце 1990-х появилась концепция «тотальной обороны», которая опиралась на опыт первой «чеченской войны» и подразумевала массовое партизанское сопротивление и тактику собственной выжженной земли. Отметим, что вслух никто не говорил, что частью тотальной обороны могла бы стать и диверсионно-террористическая деятельность на территории «вероятного противника». Войдя в НАТО, страны Балтии вынуждены были под давлением Брюсселя пересмотреть свои взгляды на то с кем, как и какими средствами придется воевать. Вооруженные силы были сокращены, а расходы на социальные нужды военных, технику и инфраструктуру повышены. И самое главное, официально Латвия, Литва и Эстония перестали готовиться воевать с Россией. А неофициально пропагандистская угроза с востока осталась и даже выросла.

С каждым годом разрыв между пропагандой подготовки к отражению нападения «восточного медведя» и реальностью военного строительства нарастает. Но, по всей видимости, реализовать действительную военную политику стран Балтии без этого пропагандистского обеспечения не удастся. Возьмем, например, Эстонию. Военный бюджет министерства обороны в прошлом году составил почти 300 миллионов евро. Из них половина была израсходована собственно на поддержание вооруженных сил в дееспособном состоянии. Вторую половину съели бюрократические расходы. Эстония в результате длительных политических баталий единственная в Прибалтике сохранила всеобщую воинскую обязанность. Но несмотря на это, численность ее армии очень невелика. В мирное время в Силах Обороны служат менее 5000 человек. Половина из них – срочники, призванные на 9 месяцев. Т.е. армия эстонская – одна большая учебка. Структурно вся эстонская армия сведена в одну сухопутную бригаду и четыре отдельных батальона, плюс гаубичный батальон, инженерный и батальон ПВО. В строю есть несколько кораблей, в основном минных тральщиков. Боевой авиации и бронетанковых сил нет. В резерве числится еще 24 тысячи обученных резервистов. Они же входят в состав добровольной военизированной организации Кайтселийт (Союз Обороны). Это те саамы – потенциальные партизаны, на которых делал ставку Март Лаар.

Кстати, члены Кайтселийта платят ежегодный членский взнос в 12 евро и вообще содержат себя сами, но подчиняются армейскому командованию. Действительно боеспособной частью эстонской армии является небольшая часть профессиональных военных, объединенных в т.н. Скаутский батальон. Именно они служат в Афганистане, служили в Ираке, Боснии и будут служить, и погибать еще Бог знает где.

Латвия пять лет назад вообще отказалась от военного призыва и перешла на полностью контрактную армию. Никаких срочников, никаких призывников. Численность (5700 человек) и структура вооруженных сил Латвии практически такая же, как и в Эстонии. Одна мотопехотная бригада, три отдельных батальона и рота миротворцев. Регулярная армия дополняется Народным ополчением (Земесардзе) и резервистами. Правда, в латвийской армии есть боевые пловцы.

Самая малочисленная профессиональная армия сегодня у Литвы: на 4 000 профессиональных военных приходится еще 10 тысяч добровольцев. Но, тем не менее, в литовской армии есть своя авиация, танки и серьезная система ПВО. Для защиты Висагинской АЭС десять лет назад Литва закупила большое количество ракет «Стингер» на платформе Хаммера. Так же как и у соседей, литовская армия структурно имеет одну бригаду «Железный волк» и несколько отдельных батальонов имени Великих литовских князей и княжон. Служит в литовской армии и подразделение боевых пловцов. В отдельный род войск выделен в т.н. силы специальных операций с батальоном егерей имени Витаутаса Великого. Части эти засекречены, но как утверждают источники НР в литовской армии, активно участвуют в боевых операциях в Афганистане.

В совокупности вооруженные силы всех прибалтийских республик вдвое-втрое меньше, чем 40-тысячная армия Грузии. В Прибалтике практически нет боевой авиации, современных стратегических средств ПВО, современных бронетанковых сил. Есть только леса, болота и обученные «партизаны». Тем не менее, ни одна из стран Балтии не намерена в обозримой перспективе увеличивать свои армии, строить оборонительные сооружения, закупать истребительную авиацию и серьезно готовиться к оборонительной войне на своей территории. Все военные реформы последних лет были направлены на создание поддержание и обеспечение небольших подразделений для заморских операций НАТО. Прибалтийские военные машины, по сути дела, работают на большую политику, определяемую в Брюсселе и Вашингтоне. Это ни для кого из политиков не секрет. Секрет это только от рядовых латышей и литовцев, ибо согласиться на пушки вместо масла они могут только из страха культивируемой ненависти. Потому что, «если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов».